Азбука E-Commerce: CJM

Время чтения: 4 минут
Количество прочтений: 2389
15 июля 2021
2024-06-02 Обновлена: 02 июня 2024

Что такое CJM

Это карта путешествия покупателей (англ. Customer Journey Map), от первого касания с вашим сайтом и до того момента, как они становятся лояльными компании.

Азбука E-Commerce: CJM

Пример CJM с зарубежного ресурса

Если представить CJM в обобщенной форме, она будет выглядеть следующим образом:

  1. Стадия осознания. Клиент только начинает понимать свою проблему, но не в курсе, что хочет купить.

  2. Стадия изучения. Клиент осознал свою проблему и теперь ищет ее решение.

  3. Стадия выбора и принятия решения. Клиент хочет совершить покупку и теперь выбирает из предложений.

  4. Стадия покупки. Клиент сделал свой выбор и теперь хочет купить товар или услугу максимально просто и быстро.

  5. Стадия лояльности. Клиент делает повторные покупки.

  6. Стадия защиты репутации бренда, или «адвоката бренда». Клиенты добровольно и бесплатно рекламируют продукцию бренда и обрабатывают негативные отзывы на него.

Эти стадии вы можете увидеть на примере: стадии лояльности и адвокатства бренда объединены в одну

В оффлайне путь клиента предполагает любые взаимодействия с компанией: сайт, точки продаж, телефонные разговоры с менеджерами, размещение товаров в корзине интернет-магазина, передача товара курьером и многое другое.

Читайте также: Азбука E-Commerce: логистика интернет-магазина

Назначение CJM

Концепция карты пользовательского пути больше всего используется у маркетологов, потому что понимание движения клиента к покупке — ключ к эффективному маркетингу. 

По этой причине CJM часто интегрируются в стратегию интернет-маркетинга. Без наглядной карты движение клиентов будет больше походить на броуновское, а значит, аналитика таких данных не будет иметь смысла. Напротив, если CJM правильно составлена и интерпретирована, эффективность маркетинга возрастет в разы.

Алгоритм разработки Customer Journey Map

CJM не создается «с нуля», она выстраивается на основе маркетингового анализа (когда известна ЦА, конкуренты, каналы продаж и рекламы) и отражает то, что со всем этим делать дальше.

Так схематично выглядит карта пользовательского пути

Сейчас рассмотрим аспекты, которые нужно учитывать для построения CJM.

Изучение целевого продукта и целевой аудитории

Карта пользователя строится отдельно для каждого сегмента ЦА. Все дело в том, что каждая группа пользователей с разной интенсивностью проходит путь, по-разному принимает решение и обращает внимание на разные моменты. Можно выбрать наиболее предпочтительный сегмент и построить для него подробную CJM, в то время как для остальных сегментов сделать карту более общего вида.

Анализ продукта и составление портретов пользователей

Чтобы получить их, составьте вопросник:

  1. Какие характеристики и выгоды товара или услуги критически важны пользователю?

  2. По каким основным критериям идет выбор продукта?

  3. Какие у ЦА есть текущие боли, как они планируют их снять?

  4. На каких платформах в интернете представлены целевые пользователи?

  5. Как выстраивать коммуникацию с пользователями, чтобы «поставить» их на путь к покупке продуктов компании?

Читать также: Азбука E-Commerce: целевая аудитория

Подробное описание процесса выбора продукта, принятия решения и покупки

Здесь вы отмечаете всю информацию о том, как с компанией взаимодействовали текущие клиенты, когда они выбирали и покупали ваши товары или услуги.

Что нужно учесть:

  1. Информация от отдела продаж.

  2. Результаты опроса текущей клиентской базы.

  3. Данные веб-аналитики.

  4. Исследования нишевых рынков.

Здесь же нужно составить облако возможных вопросов, которые возникают в голове потенциального клиента на пути к покупке и дальше.

Определение вариантов стартовой точки CJM

Здесь перечисляются источники, где располагается нужный сегмент или сегменты ЦА и как правильно настроить таргетинг на нее. Иными словами, на этом этапе получится список источников трафика, которые вы впоследствии будете отсеивать и/или дополнять.

Формируем «фишки», которыми мы будем цеплять потенциальных клиентов, составляем ценностные предложения и офферы.

Составление схемы взаимодействия с пользователями

Собираются имеющиеся и составляются новые материалы в бумажном и электронном виде, которые клиенты изучат до того, как сделать нужный выбор — как минимум, оставить заявку или созвониться, а как максимум — совершить покупку.

Они размещаются двумя способами:

  • собственные площадки компании: корпоративный сайт, социальные сети, каналы в мессенджерах и YouTube, электронные рассылки;

  • внешние площадки: сайты-отзовики, профильные сайты;

  • сайты-справочники, паблики, где присутствует нужная ЦА.

Здесь же нужно предусмотреть, как компания будет заниматься защитой своей репутации в сети — отрабатывать негативные и собирать позитивные отзывы о себе и своих продуктах. Используйте ментальные карты — только так вы сможете упорядочить и сгруппировать огромный массив полученной информации.

Читайте также: Азбука e-commerce: жалоба покупателя

Запуск контент-маркетинга

Здесь вы укладываете по форматам и контент-планам все полученное на предыдущей стадии: пул статей для блога, список текстов для постов в социальные сети, список лендингов и страниц захвата, которые нужно создать под определенные запросы ЦА, также аудит сайта и соцсетей с выводами, что нужно добавить и убрать как неактуальное. Кроме того, есть контент-аудит, показывающий, как нужно проработать продуктовые страницы компании в плане исправления текстов и визуала.

Как только в руках появляется систематизированное руководство к продвижению через контент, вы можете понять, как и где вы будете обрабатывать пользовательские возражения и отвечать на пожелания, и в обоих случаях побуждать их к совершению целевых действий

Разработка конверсионных цепочек

Они складываются из вопросов, которые вы зададите своим пользователям:

  • Какой канал взаимодействия с брендом больше остальных подходит вам?

  • Какое целевое действие им проще совершить сейчас, а какое потом?

  • Какую стилистику и tone of voice своих сообщений выбрать? Должны ли они отличаться в зависимости от сегмента ЦА?

  • Как с технической точки зрения будет выстроен процесс получения персональных данных клиента и дальнейшая работа с ними?

Фиксация CJM в интуитивно-понятной форме

Пока что ментальные карты — это лучший способ отработать CJM в наглядной форме. Рекомендуем MindMap или Xmind для работы на ПК и Mindmeister для работы в облаке.

Вот так, например, можно представить структуру сайта и построить возможные пользовательские пути

Читайте также: Книги по управлению проектами: все в ваших руках!

Подготовка финального плана и практическая отработка CJM

Если у вас есть в законченном виде путь даже с одним сегментом ЦА по формуле «продукт + сегмент», вы можете определить план действий.

Здесь вы вносите все свои предложения относительно точек касания с клиентами, общению с ними, отработке обратной связи, а также распределяете обязанности между участниками работы с клиентами: проджект-менеджером, SEO-специалистом, копирайтером, веб-дизайнером, разработчиком, менеджерами продаж и другими вовлеченными в процесс лицами.

Вместо заключения: ошибки при разработке карты путешествия покупателя

  1. Нет маркетингового анализа компании или он сделан некачественно. Если недостаточно изучен продукт, целевая аудитория и конкуренты, в CJM будут провалы и польза от нее будет минимальная.

  2. Настройка CJM без учета портрета конкретного пользователя, т.е. наугад. В итоге у вас выйдет карта, где данные будут просто противоречить друг другу.

  3. Карта не отвечает формуле «конкретный продукт + конкретная аудитория».

  4. Создание всего одного-двух путей пользователя. Это бездумное упрощение и идеализация клиентом пути пользователя. В жизни все сложнее, поэтому продумайте абсолютно все варианты — от самых пессимистичных до самых оптимистичных.

  5. Поверхностное описание CJM с игнорированием стадий принятия решений или их неверная интерпретация. 

Отдельно стоит отметить отношение к CJM как к чему-то сделанному раз и навсегда. Это не так — необходимо дорабатывать карту пользовательского пути с учетом изменений экономической, социальной и даже политической конъюнктуры и исходя из этого перестраивать маркетинг. Простейший пример здесь — глобальные изменения в работе интернет-магазинов и маркетплейсов в плане общения с клиентами, оплатой и доставкой товаров.

Все ок
Проверьте почту
Заполняя форму, вы даете согласие на обработку персональных данных

Информация придет на указанный Email в течение 10 минут!

А пока – присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу об онлайн-продажах (маркетплейсы и интернет-магазины):

Присоединиться

Где находят поставщиков клиенты Кактуса?

  • Бесплатный каталог с топ-40 площадок
  • Данные по регионам (Россия, Европа, Азия, Африка)
  • Ссылки на сайты-каталоги поставщиков и описание их товарной специфики
  • Обновлен в сентябре 2023 года
Каталог кактуса
Заполняя форму, вы даете согласие на обработку персональных данных
Экскурсия для селлеров маркетплейсов на фулфилмент-склад Кактуса
Экскурсия для селлеров маркетплейсов на фулфилмент-склад Кактуса
Сильная WMS (система управления складом) — основа технологичного фулфилмент-оператора. Иначе склад не сможет вовремя, без пересорта, брака и потерь об...
Навигация
по статье
Ответы на популярные вопросы
Сколько это стоит?

Цены считаются исходя из габаритов товара. Вы платите только за фактически оказанные складские услуги, а именно: хранение, комплектация, упаковка, доставка. Оставьте заявку, чтобы узнать подробнее.

Оставить заявку
Что такое FBO?

FBO (Fulfillment By Operator). Это схема, при которой продажа товара осуществляется со склада Маркетплейса. Продавцу необходимо разместить товар на наших складах. Мы упакуем, промаркируем товары в соответствии с требованиями и доставим до складов маркетплейсов.

Вы берете процент от продаж на маркетплейсах?

Нет, мы не берем комиссию от продаж на маркетплейсах.


Калькуляторы для маркетплейсов: какие бывают, зачем нужны, обзор популярных инструментов расчета прибыли, юнит-экономики, логистики
29 мая 2023
3410
Калькуляторы для маркетплейсов: какие бывают, зачем нужны, обзор популярных инструментов расчета прибыли, юнит-экономики, логистики
До выхода на маркетплейсы, еще на этапе выбора товара продавцу нужно рассчитывать ряд показателей: юнит-экономику, комиссии, прибыльность, затраты на...

#Азбука e-commerce #Бизнес и продажи #Все о маркетплейсах
ЭДО для «Вайлдберриз»: что такое, зачем нужен и как все устроено
22 апреля 2023
3926
ЭДО для «Вайлдберриз»: что такое, зачем нужен и как все устроено
«Без бумажки я букашка, а с бумажкой — человек!» Прочитали? А теперь забудьте: обмениваться документами с Wildberries и другими маркетплейсы можно чер...

#Wildberries #Азбука e-commerce #Все о маркетплейсах #Документация
Комиссии «Мегамаркет» для продавцов и стоимость услуг: за что, сколько, примеры
14 апреля 2023
9941
Комиссии «Мегамаркет» для продавцов и стоимость услуг: за что, сколько, примеры
В 2021 году маркетплейс «Мегамаркет» показал самый высокий среди глобальных  интернет-магазинов рост — 234 %, обогнав Ozon, Wildberries и «Яндекс Марк...

#Азбука e-commerce #Все о маркетплейсах #Мегамаркет