Что такое электронная цифровая подпись
Это электронный вариант обычной подписи человека, выполняемой вручную. Он представляет собой комбинацию различных символов. Она уникальная для каждой ЭЦП и наделяет любые электронные документы юридической силой.
Документ подписан цифровой подписью
Функции ЭЦП
-
Сохранение безопасности данных.
-
Идентификация автора того или иного документа.
-
Мониторинг изменений, которые вносились в документ.
-
Дублирование или замена физической подписи.
В электронном документообороте (ЭДО) сегодня просто не обойтись без ЭЦП. Кроме того, она облегчает жизнь, когда подаются какие-либо отчеты в государственные учреждения. В ecommerce использование электронной цифровой подписи просто необходимо.
Несмотря на то, что ЭЦП — общепринятая и используемая повсеместно аббревиатура, по Федеральному закону № 63 «Об электронной подписи» (с изменениями и дополнениями) принято сокращение ЭП.
Виды электронно-цифровых подписей
-
Простая ЭЦП.
-
Усиленная ЭЦП:
-
квалифицированная;
-
неквалифицированная.
Простая ЭЦП
Это пара «логин-пароль», которые обладатель вводит при авторизации в разных онлайн-сервисах и организациях. Этот вид ЭЦП предоставляет информационная система, которая ее принимает в качестве удостоверяющей.
Используется в следующих ситуациях:
-
Авторизация в информационных системах.
-
Доступ к некоторым услугам с сайта «Госуслуги».
-
Заверение документов в рамках электронного документооборота.
Для использования ЭЦП в документах нужно оформить ряд договоров: только после этого они станут обладать юридической силой.
При этом простой ЭЦП нельзя подписывать документы, содержащие в себе государственную тайну. Здесь заложен ее основной минус — недостаточная надежность защиты. При том, что можно установить авторство подписи, подделать такой файл не составляет труда.
Усиленная неквалифицированная ЭЦП (НЭП)
Такая подпись идентифицирует автора документа и содержит историю изменений в конкретном файле до момента его подписания заинтересованными лицами. Такую ЭЦП создают с помощью специальных программ: «КриптоАРМ», «КриптоПро», SignMachineW32. Они используют сложный механизм криптографического шифрования и закрытые ключи. У такой подписи средняя степень защиты.
Из критериев НЭП можно назвать два набора уникальных символик и последовательный ряд символов, связанных друг с другом. Первая последовательность — электронный ключ, вторая — контрольная, используемая для проверки подписи. Для их связки используются средства криптографической защиты информации (СКЗИ).
Неквалифицированная цифровая подпись не является аналогом обычной физической. Вместе с тем владелец такой подписи в обмене документами с организациями может договориться о том, что она будет юридически значимой — если подписано соглашение с этим контрагентом и стороны действуют в рамках ЭДО.
Усиленная квалифицированная ЭЦП (КЭП)
У такой подписи наивысшая степень защиты: любой подписанный ею документ является 100%-м аналогом бумажного эквивалента с физической подписью. КЭП дает возможность определить автора документа и установить факт неизменности файла после подписания документа.
Используется в следующих ситуациях:
-
электронный документооборот организации;
-
подготовка бухгалтерской или иной отчетности в проверяющие инстанции;
-
обращение на портал «Госуслуги»;
-
проведение аукционов, где важно подтверждение личности участников;
-
подача обращений в арбитражный суд;
-
обмен документами с физическими лицами.
Как получить электронно-цифровую подпись
Для начала надо обратиться в специализированный центр, получивший официальное разрешение на такую деятельность от Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Их можно посмотреть в соответствующем разделе на сайте министерства.
Алгоритм получения ЭЦП сводится к четырем шагам:
-
Подача электронной заявки в установленной форме:
Образец заявки на получение ЭЦП
-
Подготовка пакета документов:
-
скан-копия паспорта;
-
скан-копия СНИЛС;
-
скан-копия заявления на получение сертификата ЭЦП;
-
скан-копия выписки из ЕГРЮЛ (опционально)
Для подтверждения личности в офисе могут потребоваться:
-
паспорт (оригинал);
-
заявление на изготовление сертификата электронной подписи (оригинал);
-
печать, если заявка будет подписана в офисе.
-
Отправка документации на проверку. Обычно выпуск ЭЦП занимает один рабочий день. Срок во многом зависит от уровня сервиса выдачи подписей и быстроты предоставления и правильного оформления пакета документации.
-
Оплата услуг. В столице услуга обходится в среднем в 900 рублей. Если вместе с физическим носителем — 1500 рублей. Носитель сам по себе в среднем обойдется в 1500 рублей.
Закономерный итог выполнения всех этих шагов — получение уникальной цифровой подписи и возможность использования ее в своей работе.