Продолжаем цикл статей о поставщиках товаров на различные маркетплейсы. В прошлый раз мы писали про Вайлдберриз, а сегодня речь пойдет об Ozon. Расскажем о классификации поставщиков, основных каналах поиска, а также дадим советы и рекомендации от практиков.
Виды поставщиков товаров на Ozon
Составили классификацию поставщиков на «Озон»: от самых выгодных до самых дорогих.
Собственное производство
Самый долгий, трудный и затратный путь — самому стать производителем товаров и поставлять их на Ozon. При таком раскладе нужно закупить оборудование, настроить производство, нанять и обучить персонал и много чего еще. Но затраты окупятся сторицей: на выходе вы получите уникальный продукт по его себестоимости.
При всех преимуществах свое производство имеет существенные минусы:
-
Подход годится только для опытных селлеров, которые досконально протестировали спрос на конкретный товар и уверены, что он зайдет потребителю.
-
Нужны серьезные инвестиции в производство.
-
Это долго.
Отечественные производители
Это не обязательно крупные предприятия вроде АвтоВАЗа или ЛУКОЙЛА: в России полным-полно мелких заводов и фабрик по пошиву одежды и обуви, изготовлению товаров легкой промышленности, сувенирных изделий и многого другого. Всем им нужны рынки сбыта, и многие с радостью примут приглашение к сотрудничеству.
Иностранные производители
Здесь традиционно лидирует Китай: мало кто может тягаться с производителями из Поднебесной по стоимости товара. Но есть нюансы: трудно прогнозировать качество, есть языковой и культурный барьер и другие тонкости. Часто проще работать с заводами и фабриками бывших советских республик: Беларуси, Украины, Узбекистана, Казахстана и так далее.
На заметку: форматов сотрудничества что с отечественными, что с зарубежными производителями два: просто купить партию товара из каталога или заказать уникальный продукт по собственному ТЗ. Первый вариант подойдет и начинающим продавцам, и опытным селлерам: минимальные объемы закупок относительно небольшие, можно взять маленькую партию и протестировать гипотезу по спросу.
А вот изготовление уникального товара для поставки на Ozon подойдет только опытным продавцам. Чтобы это было выгодно, придется заказывать большие партии и быть уверенным в наличии спроса.
Оптовики
По большому счету, это обычные перекупщики. Да, они могут называть себя региональными дилерами, официальными дистрибьюторами и прочими торговыми представителями, но суть от этого не меняется. Задача любого оптовика — купить товар подешевле и продать его вам подороже. Поэтому любой оптовый продавец — это самый дорогой поставщик, за редким исключением.
Тем не менее работа с оптовиками имеет много преимуществ:
-
Практически любой объем закупки от 1 штуки (обычно на 5-20 тысяч рублей). Правда, и цена будет соответствующая: чем больше партия, тем дешевле единица товара и наоборот.
-
Легко найти и заключить договор поставки. Торговые представители есть в каждом регионе, а если нет, то товар без проблем привезут транспортной компанией или другими способами. Причем удаленность поставщика почти никак не сказывается на стоимости товара: глобализация рынка и развитие логистики привели к тому, что привезти товар из Иркутска может оказаться выгоднее, чем от контрагента на соседней улице.
-
Многообразие форм оплаты (от наличных до электронных платежных систем) и сотрудничество с предпринимателями всех организационно-правовых форм: самозанятыми, ИП, ООО, организациями. Крупные производители запросто могут не работать даже с ИП, не говоря о физических лицах.
-
Развитая сеть доставки. Привезут что угодно, куда и когда угодно. Часто есть фулфилмент, когда товар привозят не на ваш склад, а сразу на один из складов «Озона» или конечному покупателю.
-
Среди оптовиков можно найти дропшиппинг-поставщиков. Подробнее о них — в следующей части статьи.
Дропшиппинг-поставщики
Это могут быть представители любой из вышеперечисленных категорий: производители, посредники и так далее. При работе с такими контрагентами вы можете не видеть товар в глаза: он хранится на складе поставщика до момента продажи. После оплаты на «Озоне» поставщик сам делает доставку до покупателя или склада МП. Это стандартная схема. Есть и другие: доставку делаете вы сами, сторонняя курьерская служба, «Почта России» и так далее, вариантов масса.
Ключевые моменты — вам не нужно выкупать товар и иметь свой склад. За это придется расплачиваться тем, что товар у таких поставщиков обычно дороже на стоимость складских услуг.
Офлайн-магазины
Прежде всего, это всевозможные оптовые рынки типа московских «Садовода», «Фуд Сити» или ТК «Москва». Товар отсюда расползается во все регионы и продается на местных рынках, а также в интернет-магазинах и на маркетплейсах.
В каждом регионе есть свои оптовые ТК, рынки, ярмарки и так далее. В качестве примеров можно привести оптовый рынок текстиля в Иваново, торговые центры по продаже изделий из кожи и меха в Пятигорске, янтаря в Калининграде и множество других. Здесь продукт можно пощупать, потрогать и оценить качество.
Условия здесь самые гибкие, без каких-либо ограничений: рынок он и в Калининграде рынок. Потому офлайн-магазины можно рекомендовать всем без исключения селлерам «Озона»: как опытным, так и новичкам. Из минусов — не самая низкая цена, отсутствие уникальных товаров, а также непрогнозируемость наличия.
Где и как найти поставщика
Есть несколько основных каналов.
Сарафанное радио
Спросите у знакомых предпринимателей из вашей или смежных ниш, где они берут товар. Правда, не каждый селлер сдаст хорошего поставщика, дабы не получить конкурента. Тем не менее, попытаться стоит.
Агрегаторы поставщиков
Для поиска поставщиков стоит использовать такие агрегаторы, как «Поставщики.ру», «Все Поставщики.ру», информационный b2b сервис 4 DEALER, многопрофильный дистрибьютор Merlion и так далее. Площадок много, все они легко гуглятся по соответствующим запросам.
Поиск в «Яндекс» и Google
Где искать поставщиков, как не в интернете? Вот какие результаты выдает «Яндекс» по запросу «Поставщики одежды»:
Офлайн-мероприятия
А еще можно посещать выставки, шоурумы и другие мероприятия, где производители, поставщики и продавцы ищут друг друга и заключают договора. Это московский «Экспо», Нижегородская Ярмарка и масса местечковых мероприятий.
Критерии выбора поставщика
Самая низкая закупочная цена — не единственный критерий выбора контрагента. Купившись на дешевизну, вы можете проиграть в другом месте: скорости доставки, качестве, условиях сотрудничества и так далее.
Вот основные критерии выбора:
-
Наличие документации на товар: сертификатов, отказных писем, деклараций соответствия.
-
Быстрая, стабильная и прогнозируемая доставка.
-
Качество поставляемого товара.
-
Наличие скидок: за большие объемы, предоплату, оплату наличными и так далее.
-
Гибкие условия: возможность отсрочки платежа, различные формы оплаты (наличные, банковская карты, перевод на расчетный счет, платежные системы).
-
Удобный документооборот.
-
Хорошие отзывы о контрагенте в сети.
-
Низкая цена, но только при прочих равных.
-
Минимальная стоимость партии, которую нужно выкупить (чем меньше, тем лучше).
-
Работа с различными организационно-правовыми формами: ИП, ООО, самозанятые граждане, физлица итак далее.
-
Работа с НДС и без НДС.
В стандартном случае (если вы не берете тапочки на рынке у бабушки, а нацелены на долгосрочное партнерство) с поставщиком заключается договор. Неопытные предприниматели не глядя подписывает типовой рамочный документ, который дает контрагент. Так делать не стоит: можно и нужно усовершенствовать договор и сделать его удобным для себя.
Вот несколько полезных пунктов, которых в 99 процентов случаев не будет в типовом договоре поставщика:
-
Ответственность поставщика за срыв сроков.
-
Ответственность за поставку брака.
-
Ответственность за поставку не того, что вы заказали.
-
Компенсация за упущенную по вине поставщика выгоду.
-
Неустойка за любые накладки, которые могут возникнуть по вине поставщика.
В идеале договор стоит показать юристу, чтобы он грамотно сформулировал ваши требования и убрал нежелательные пункты.
На заметку: поставщиков много, не стоит зацикливаться на одном. Лучше постоянно мониторить различные каналы в поисках контрагентов, которые предлагают более выгодные условия. А еще с поставщиками можно и нужно торговаться. Цены в прайс-листе обычно не окончательные, всегда можно выбить скидку за долгое сотрудничество или большие объемы закупок.
А у нас все!
Выбирайте поставщика на свой вкус, а компания Кактус поможет вам выйти на «Озон» и другие популярные маркетплейсы и продавать там с одного склада из единого личного кабинета.
с Wildberries Комиссии Покупка
отзывов Премиум-
продавец Аналитика Продвижение Бонусы
продавца Рейтинг
продавца Ozon
Fresh Оферта Юнит-экономика Контент-рейтинг ПВЗ Рич-контент Внутренняя
реклама Новые посты каждый день! Telegram-канал
для селлеров