Азбука E-Commerce: Оферта

13 апреля 2021 Редакция Кактус
Время чтения: 2 минут.

Азбука E-Commerce: Оферта

Что такое оферта

Это предложение заключить сделку, которое содержит все необходимые условия договора. Она адресуется конкретному человеку или целой группе лиц. Если адресат принимает оферту, это автоматически означает заключение договора между его сторонами на тех условиях, которые оговорены в оферте.

Виды оферт

Они разделяются в зависимости от количества адресатов.

Простая (непубличная) оферта адресована лишь одному человеку или компании. В качестве примера можно привести покупку гаража: один человек хочет приобрести место под машину. Продавец гаража в переписке ему отвечает: «Гараж 6 на 3 метра, крыша покрыта гудроном, крепкие деревянные полы. Цена аренды — 2500 рублей в месяц».

Публичная же оферта направлена сразу же на всех. Например, компьютерная техника, которую мы видим в продаже, когда приходим в магазин, по факту является предложением купить ее для всех тех, кто будет посетителем. По этой причине в кассовом чеке на конкретный товар будет стоять именно та цена, которая была указана на его ценнике. Покупатель имеет полное право заплатить именно эту цену, за исключением, например, случаев, когда по дисконтной карте товар может достаться ему.

То же самое и с интернет-магазином. Допустим, ищете вы книги по продажам. Та цена, которую мы видим — 660 рублей — и будет публичной офертой.

660 рублей — и точка!

Если вдруг на кассе оказывается, что товар по каким-то причинам дороже, чем на ценнике, кассир не имеет права предлагать просто не покупать товар. Ценник является публичной офертой, с которой вынужден считаться любой физический и интернет-магазин. 

Если в интернет-магазине в карточке товара стоит цена в 1400 рублей, а из-за ошибок системы она вдруг стала 600 рублей, покупатель имеет право приобрести товар именно за 600 рублей.

Фраза «не является публичной офертой»: ее значение и правовая сила

Будучи просто высказанными, эти слова не несут за собой никаких юридических последствий. Для продавца эта формулировка не обеспечивает никаких прав в продажах по другим ценам, чем рекламируемые. Для рекламодателей это не запрет продавать нечто, если реклама не предусматривает иного. Судебные решения именно так реагируют на споры о сути публичной оферты.

Она будет фактическим предложением заключить договор лишь в том случае, когда будет содержать ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ условия искомого договора. Оферты в конкретных документах отличаются между собой. Рекламное сообщение «Чашка эспрессо по 89,90 рублей» выступает публичным, потому что кофейня рассчитана на то, что каждое утро в нее будут приходить клиенты и покупать чашки кофе в больших количествах. Вместе с тем, реклама вида «Однокомнатные квартиры в ЖК “Апрель” за 1700 тыс. рублей» нельзя считать публичным предложением, потому что в сфере недвижимости нельзя обойтись без указания конкретного объекта — квартиры в таком-то доме по такой-то улице, на определенном этаже, с определенным номером, площадью и т.п.

Отличия оферты от договора

Если оферта — лишь предложение договориться, которое ни к чему не обязывает, то договор является документом, то есть информацией, зафиксированной на материальном носителе (бумажном или электронном) с реквизитами, позволяющими его идентифицировать. 

Оферта является, по сути, озвученным мнением одного человека или компании и не несет никаких обязательств до своего принятия (кроме озвученной готовности выполнить ее условия). Договор же всегда предполагает перечень прав и обязанностей для каждой из подписавших его сторон.

Что такое договор оферты

Часто в интернете можно прочесть формулировки типа «договор оферты» / «договор-оферта». Оба они неверные с юридической точки зрения, потому что в них смешиваются противоположные понятия.

Образно говоря, оферта — ковровая дорожка, ведущая к договору, и человек решает идти по ней или нет, т.е. согласиться с условиями оферты или отказаться от них.

Как создать оферту и можно ли ее заключить

Для создания оферты вы предлагает целевому физическому или юридическому лицу условия планируемого договора. Из ГК РФ следует, что подобно предложение озвучивает ТОЛЬКО в письменной форме.

К примеру, слесарь словесно предлагает установить счетчики на ГВС и ХВС за 1000 рублей. Это оферта в устной форме. И если все на словах, отлично. Если же владелец квартиры будет ставить счетчики только после договора, то и предложение о его заключении прописывается.

Получается, что не разобравшиеся в теме постоянно пишут, как им заключить оферту. Запомните: заключают ТОЛЬКО договора, а оферту создает один человек или компания.

Как заполнять оферту

Оферта в письменной форме может быть как договором в сокращенном виде, так и в полном. Документ может иметь произвольную длину, но в нем ВСЕГДА должно быть написано, что вы предлагаете своему покупателю и что рассчитываете получить взамен.

Получается, что «курсы игры на электрической гитаре за 5000 рублей» — это рекламное послание, а более конкретное «курсы игры на гитаре от выпускника Музыкального училища имени Гнесиных, 4 индивидуальных занятия в месяц за 5000 рублей» будет полноценной публичной офертой. 

Как выглядит оферта на оказание услуг


Публичная оферта на оказание услуг

Счет-оферта

Если оферта как таковая несет в себе предложение заключить договор, то счет-оферта предлагает потенциальному покупателю оплатить за определенные товары или услуги.

По сути такой счет является закономерным продолжением товарного ценниках или же прайс-листа. Как продавец, так и покупатель имеют право не подписывать отдельный договор, а иметь понимание, что есть единый публичный договор вообще для всех покупателей.

Пример счета-оферты

Заключение

Понимание терминологии важно не только в решении юридических вопросов, но и помогает в целом вести бизнес, в котором вы не допустите досадных ошибок в плане формулировок и вовремя подметите их, когда кто-то предложит заключить вам «Договор-оферту».

Навигация
по статье

Оцените статью
Спасибо! Нам важен ваш голос.
0 ответов
Комментарии
Войти:

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться.

Подпишитесь на рассылку и всегда будьте в курсе событий
Другие статьи
Новое Азбука E-Commerce: меню сайта
04 мая 2021 Редакция Кактус
Азбука E-Commerce: меню сайта
Рассказываем, что такое меню сайта, какие его разновидности бывают и по каким критерием оно оформляется.

#Азбука e-commerce #Интернет-магазины
Азбука E-Commerce: FAQ
20 апреля 2021 Редакция Кактус
Азбука E-Commerce: FAQ
Сегодня говорим о FAQ — разделе с популярными вопросами и ответами на них. Помните ЧаВо из нулевых? Это именно этак страница!

#Азбука e-commerce
Топ рейтинга Азбука E-Commerce: отзыв покупателя
05 апреля 2021 Редакция Кактус
Азбука E-Commerce: отзыв покупателя
Здесь мы рассказываем, что такое отзыв покупателя, какие бывают отзывы по форматам и видам, как получать отзывы покупателей и какие ошибки никогда нельзя совершать.

#Азбука e-commerce #Все о маркетплейсах #Интернет-магазины